В Троице нет причин смерти и заключаются все условия бессмертия

Семинары и Чтения

Социальные сети

  
Все  0-9   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

Каталожная Хронограф События

Поиск по тегам : Философия и литература, Павел Флоренский, спасем науку


16 марта. Заседание студии "Алетейя"
16 марта 2013 г. в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова
состоялось заседание молодежной литературно-философской студии «Алетейя».
У нас в гостях: доктор филологических наук, заведующая Отделом теории литературы ИМЛИ РАН, председатель Комиссии по изучению творчества Ф.М. Достоевского при Президиуме РАН
Татьяна Александровна Касаткина
Тема выступления:
«ЖИВЕТ В ТЕБЕ ХРИСТОС»:
ДОСТОЕВСКИЙ: ОБРАЗ МИРА И ЧЕЛОВЕКА. ИКОНА И КАРТИНА

Представление одноименной выставки, которая была организована Т.А. Касаткиной и ее итальянскими коллегами в г. Римини (Италия) 19–25 августа 2012
 
 
Резюме выступления
 О выставке «Живет в тебе Христос»: Достоевский: образ мира и человека: икона и картина


Центральная идея выставки – обращаясь к творчеству Достоевского, восстановить ослабевшее в наших современниках христианское видение реальности. Восстановить ощущение Присутствия. Именно поэтому выставка начинается с образа исцеления слепого.

Двусоставный образ – свойство текстов Ф.М. Достоевского, которое они разделяют с окружающей нас реальностью, если мы пытаемся увидеть ее по-христиански. Это свойство вещей, когда-то сотворенных словом, - становиться словами, которыми Бог говорит с людьми. Это свойство современности – заключать в себе вечность. Это свойство реальности – создавать внешний, видимый всем, образ как место присутствия образов евангельской истории, с которыми можно встретиться здесь и сейчас: встретиться и ответить на их вызов.

Двусоставный образ Достоевского скрывает (и – являет) под современным обликом вечный лик, под самой острой и жгучей нынешней ситуацией – событие евангельской истории.

Двусоставный образ одновременно служит:
- средством ориентации в современности, поскольку истинный смысл происходящих здесь и сейчас событий можно постичь, только увидев в их глубине евангельскую сцену;
- способом воспринимать базовые тексты европейской и русской культуры – Библию и Евангелие – без затянувшей их патины, без эстетической отстраненности, ставшей возможной благодаря двухтысячелетней дистанции, возвращая им эффект присутствия здесь и сейчас, эффект сиюминутности совершающегося.

Речь идет о гораздо большем, чем связь между текстами и конкретными изображениями. Речь идет о противоположных принципах образности, вышедших на первый план в двух христианских конфессиях: иконе и картине. Эти принципы Достоевский в своем творчестве объединяет. Икона и картина, увиденные сквозь призму творческого метода Достоевского, открываются зрителю не как взаимоисключающие, но как взаимодополняющие, обращенные друг к другу создания христианской культуры, где икона смотрит на человека, выступает к человеку из области Божественного, а картина обращается к Богу из глубин нашего мира. Но одновременно икона обнаруживается и в последних глубинах самого человеческого существа, а картина глядит на Бога Его же глазами. Икона являет нам обоженного человека, а картина – вочеловечившегося Бога.

Достоевский же строит текст таким образом, чтобы описание сцены из нашей реальности одновременно оказывалось описанием знакомой нам иконы или картины – так он соединяет планы сиюминутного и вечного, делает ясным для читателя истинное значение происходящего.
 
« Пред.   След. »
Музей-библиотека Н.Ф.Фёдорова при Центральной детской библиотеке №124 ЦБС «Черемушки» г. Москвы. Сайт существует с 1999 г. Контакты "Joomla! Lavra Edition" братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры