В Троице нет причин смерти и заключаются все условия бессмертия

Семинары и Чтения

Социальные сети

  
Все  0-9   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

Каталожная Музей-библиотека Отдельные работы

Поиск по тегам : Род, Троица, Сергий Радонежский


Сребрич А.Н. Церковь, общество, университет: модели и стратегии взаимодействия
28-29 ноября в Москве прошло Патриаршее совещание «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества». Представляем вниманию читателей краткий обзор выступлений всех докладчиков секции «Церковь, общество, университет: модели и стратегии взаимодействия», заседание которой состоялось под сопредседательством епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта и ректора Рязанского государственного университета И.М. Шеина.
 

В работе секции приняли участие митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, а также представители теологических кафедр государственных университетов из регионов. 

На повестке стояло обсуждение возможностей теологического образования для кадрового обеспечения значимых направлений церковной и общественной жизни, подходов к организации теологического образования - от работы с абитуриентами до развития инфраструктуры занятости выпускников, моделей взаимодополняющего развития духовной школы и университетского теологического центра. 

Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт открыл заседание секции вступительным докладом, в котором осветил современное состояние отечественной системы духовного образования. При наличии общих целей система семинарского образования и университетская теология решают разные задачи. Семинарии занимаются подготовкой священнослужителей, а теологические кафедры - образованных, духовно-просвещенных мирян, полезных Церкви и обществу. На данный момент священноначалием определено только два вуза, по окончании которых разрешено рукополагать выпускников – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и Российский Православный университет, при том, что в целом по стране насчитывается 50 кафедр теологии в государственных вузах

Теологические кафедры призваны стать для студентов духовных школ местом получения второго, дополнительного образования. Качественное теологическое образование в рамках государственного вуза позволят священнослужителям продолжать в дальнейшем научную работу по теологии и другим смежным дисциплинам, принимать активное участие в диалоге с секулярными государством и обществом, овладеть профилем государственно-конфессиональных отношений.

Владыка Феофилакт, исходя из опыта своей епархии, особо отметил важность изучения священнослужителями исламской культуры и религии, особенно в регионах, где ислам широко представлен. Так, некоторые православные священники Пятигорской епархии изучают теологию ислама на магистерских программах Института Государственно-конфессиональных отношений Пятигорского Лингвистического университета, что позволит им стать участниками конфессиональных диалогов. 

Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий представил доклад «Теология как инструмент кадрового обеспечения ценностей модернизации отечественной системы образования». Митрополит Игнатий на примере деятельности Общественной палаты РФ указал на наличие общественного и государственного заказа на специалистов-теологов. 

В своей речи владыка остановился на важности прояснения цели современного образования. В дореволюционной России в школах воспитывали православного человека. В советское время целью школьного образования было воспитание гармонично-развитой личности. На современном этапе основной декларируемой целью образования является воспитание успешного человека. А что есть успешный человек? Вследствие неясной и расплывчатой цели в последнее время наблюдается «отток мозгов» за рубеж, поскольку современного молодого человека ничего не привязывает, система среднего и высшего образования не предлагает никакого ценностно-ориентированного базиса. Для личного успеха не существует понятия любови к семье, патриотизма, - а только свое «Я». Классический канал трансляции ценностных установок –это преподавание нравственно-ориентированных дисциплин. Раньше этим каналом была передача опыта от младшего поколения старшему. Но нынешнее старшее поколение таким опытом уже не обладает. Более того, в детских и молодежных СМИ безальтернативно пропагандируются установки, которые отвращают от созидательного труда и создания семьи. 

В докладе было отмечено, что на 50 российских кафедрах теологии отработаны механизмы передачи ценностного общего и профессионально-ориентированного образования. 

Шаткин Максим Александрович, заместитель министра по общественным связям национальной политики правительства Саратовской области  в своем докладе отметил положительный опыт сотрудничества между Саратовской митрополией и государственными университетами Саратовской области, а также значимость для региона создания кафедры теологии и религиоведения на базе Саратовского государственного университета. 

Докладчик подчеркнул первоочередной характер задачи по разработке стратегии развития теологического образования на долгосрочную перспективу. Также было отмечено, что национально-исследовательские университеты имеют право устанавливать собственные образовательные стандарты по бакалавриату и магистратуре. Данный факт может стать хорошей площадкой для взаимодействий митрополий, университетов и региональных органов власти по формированию в рамках теологических факультетов неких уникальных кафедр, которые отражают как научно-исследовательскую специфику вузов так и конкретные потребности регионов. 

Протоиерей Максим Козлов, кандидат богословия, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви выступил с докладом «Помощь университетского сообщества в совершенствовании образования в духовных школах». Протоиерей Максим сделал экскурс в историю и рассказал о формах взаимодействия светского и духовного образования в XVIII-XIX вв., после чего перешел к рассмотрению современных проблем богословского образования. 

В настоящее время в РФ насчитывается 38 духовных семинарий и академий. Однако из этого числа лишь 10-15 духовных учебных заведений приближаются к тому, что можно назвать высшей школой. 

Качество учебно-образовательной подготовки студентов не всегда является идеальным. На момент поступления в семинарию у многих абитуриентов имеются большие пробелы в обще-гуманитарном образовании. Зачастую, и на выходе из семинарии эти пробелы остаются невосполненными. 

Отец Максим также затронул в докладе вопрос сознательности выбора поступления в семинарию. В качестве примера, было предложено обратить внимание на практику Католической церкви, где люди часто идут в семинарии после получения светского бакалавриата. В светском вузе они взрослеют, восполняют пробелы в образовании, учатся общаться со сверстниками, как единомышленниками так и нет. А поступление в семинарии – это уже сознательный выбор. Подобный подход не может быть требованием, но общей схемой, для реализации в отдельно взятой епархии, при условии налаженного сотрудничества между епархией и университетом.

Необходимо признать, что для выпускников теологических кафедр одним из основных мест работы являются духовные школы, которые в свою очередь должны показывать заинтересованность в данных выпускниках. 

Отец Максим подчеркнул необходимость введения системы двойного лицензирования преподавателей, которая имеет место на теологических факультетах Европейских университетов. Преподаватель должен удовлетворять требования, которые предъявляет система высшего образования. Но с другой стороны, он должен иметь санкцию от Церкви в лице соответствующей институции надепархиального уровня. Только таким образом представляется возможным избежать присутствия на кафедрах сомнительных личностей, и гарантировать слушателям лекций, что на кафедре излагается и преподается неискаженное православное вероучение. 

Протоиерей Дмитрий Лескин, д.ф.н., кандидат богословия, заведующий межвузовской кафедрой теологии и истории религий на базе Самарского государственного университета путей сообщения, директор НФ «Поволжский православный институт им. свт. Алексия Московского» представил доклад «Региональная модель непрерывного теологического образования». 

Протоиерей Дмитрий представил модель функционирования в Самарском регионе теологического образования. На базе Самарского государственного университета путей сообщения была создана межвузовская кафедра теологии, которая объединяет региональных 15 вузов с общим охватом студентов в 5 тыс. человек. Академическое сообщество изначально не воспринимало кафедру. Но через несколько лет ситуация поменялась, когда стало видно что среди священников есть те, которые окончили Московский университет, имеют научные степени. Достаточно обыденный факт вызвал удивление среди светской профессорско-преподавательской корпорации. За каждым из 15 вузов закреплен священник с высшим светским образованием, окормляюший студентов. Как правило, на данную должность подбирается священнослужитель, в свое время окончивший данный вуз, или являющийся преподавателем. 

Архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан предложил расширить взгляд на возможные направления взаимодействия епархии и вузов. Также он отметил, что основным религиозным партнером Церкви является ислам. Важно вести диалог по вопросам нравственного воспитания, не смешивая, естественно, вопросов вероучения. Владыка рассказал об опыте сотрудничества с соседями-мусульманами. Епархия ежегодно организует совместные лагеря. Вузовская молодежь с православной и мусульманской среды летом собирается на 2-3 недели для отдыха. В рамках такой формы сотрудничества осуществляется знакомство с исламской культурой, религиозными ценностями, традициями, что очень важно, по мнению Преосвященного Феофана, для нормального существования в поликонфессиональной среде. 

Здор Анна Владимировна, к.ф.н., заместитель заведующего кафедрой теологии и религиоведения Дальневосточного федерального университета выступила с докладом «Теологическое просвещение: опыт и перспективы». 

Анна Владимировна в своем докладе отметила необходимые условия для нормальной работы кафедр теологии в государственных вузах. Достаточно важным является воцерковленность студентов, которые поступают на теологические кафедры. Было отмечено, что по специальности, как правило, в дальнейшем работают именно воцерковленные выпускники, которые стремятся реализовать христианские ценности в собственной жизни. Работа по специальности должна восприниматься как служение, чего нельзя достичь без церковного воспитания. 

Помимо традиционной для теологический кафедр преподавательской деятельности, кафедра теологии Дальневосточного университета в ответ на запросы правоохранительных органов дает экспертно-консультационную оценку деятельности различных неорелигиозных движений. 

В докладе был предложен ряд мер для поддержания теологических кафедр в регионах: 

1. Епархия должна рассматривать кафедры теологии при государственных университетах как свой кадровый ресурс и проявлять заботу о трудоустройстве выпускников. 

2. Необходимо наладить систему поощрения молодых преподавателей и ученых, организовать летние богословские школы повышения квалификации для молодых преподавателей на базе ведущих богословских учебных заведениях, таких как ПСТГУ, МДА и т.д. 

3. Необходимо наладить централизованную поддержку библиотек кафедр богословской литературой. 

Игумен Лука (Степанов), к.и.н., заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина представил доклад «Роль координационных структур в развитии теологического образования». 

Доклад игумена Луки был посвящен вопросу необходимости создания координационного совета для регулирования деятельности теологических кафедр на местах. Также была обозначена проблема недосягаемости теологического образования окраин регионов. Целесообразным представляется проведение целевого набора. Благочинные в своих округах должны отбирать кандидатов на обучения и посылать на обучение с тем, чтобы через 4 года к ним вернулся дипломированный, подготовленный теолог. Правда такой подход затрагивает небезызвестный вопрос о распределении. 

Было сказано о важности выхода теологии из университетского пространства в СМИ. Помимо телеканалов «Спас», «Союз», у которых относительно узкая аудитория, стоит добиваться присутствия теологии в региональных СМИ: теологи могут претендовать на должности ведущих и комментаторов. В очередной раз было отмечено, что теология является площадкой для консолидации всей церковной интеллигенции. 

Протоиерей Алексей Марченко, д.и.н., заведующий кафедрой теологии Пермского государственного университетавыступил с докладом «Духовная семинария и университетская теология: пути взаимовыгодного сотрудничества». 

Протоиерей Алексей начал свое выступление с утверждения, что семинария продолжает оставаться сердцевиной богословского образования и кузницей кадров епархий. Семинарии сейчас находятся на пути реформирования, цель которого состоит в том, чтобы традиционные духовные школы стали полноценными вузами. 

Была отмечена мифологичность суждений о возможной замене семинарий кафедрами теологии. О. Алексей подчеркнул, что традиционная семинарская система не утратила своего фундаментального значения. Рукоположение же выпускников теологических кафедр можно допустить лишь в случае отсутствия в епархии семинарии. Только в семинарии, по мнению докладчика, возможно воспитать умение подчиняться и готовность исполнять распоряжения священноначалия. 

В докладе была проведена аналогия между закрытой семинарской системой и армией. Изоляция от внешнего мира играет положительную охранительную роль, хотя и сказывается отрицательно на учебном процессе. Автор доклада приходит к выводу, что у семинарии есть будущее только в том случае, если они будут тесно интегрированы в университетское пространство, будут воспринимать дух научного изыскательства и профессионализма. 

С комментариями доклада прот. Алексея выступил протоиерей Максим Козлов. Он призвал не преувеличивать сходство между армией и семинарской системой образования. Армейская дисциплина не тождественна понятию церковного послушания. Не стоит также переоценивать плоды пребывания в замкнутой системе. Молодые люди, студенты семинарий быстро адаптируются к семинарским правилам и распорядку, но по выходе из семинарского социума могут также быстро потерять приобретенные навыки, из-за чего сами и страдают в дальнейшем. 

Блохин Владимир Сергеевич, к.пед.н., доцент кафедры социальной педагогики и теологии Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбург рассказал о педагогическом потенциале теологов. 

Кафедра теологии действует в университете 12 лет. За это время выпустилось 280 человек. Докладчик подчеркнул, что теология на примере представляемой им кафедры играет важную роль в процессе социальных преобразований. Проходя обучение на кафедре теологии, 20 % студентов кафедры создали семьи. 

Одной из проблем является невыделение кафедре в течение последних 5 лет бюджетных мест. Первое время поступала финансовая помощь от епархии, но последние 2 года кафедра осталась один на один со своими трудностями, в следствие чего имеет место значительный ооток студентов с кафедры. 

Доклад Человенко Татьяны Григорьевны, к.ф.н., заведующей кафедрой религиоведения и теологии Орловского государственного университета был посвящен экспертной деятельности теолога в общественном пространстве. 

В докладе была подчеркнута важность личностного фактора епархиальных структур для функционирования теологических кафедр. В Орловской области нет ни духовной семинарии ни училища. Тем не менее отмечаются сложности во взаимодействии с епархиальным руководством. В среде руководящего звена епархии высказываются неодобрительные суждения относительно целесообразности существования теологии, которая зачастую рассматривается как дисциплина протестантского характера. 

Несмотря на сложности кафедра сотрудничает с региональными отделами ФСО и ФМС РФ, осуществляет экспертно-консультационную деятельность в сфере конфессиональной и этнополитки. 

Шаповалов Валерий Кириллович, д.пед.н., заведующий кафедрой социологии и теологии Северо-Кавказского федерального университета выступил с докладом «Социальный заказ на теологов». 

К необходимости изучения православной теологии на кафедре пришли благодаря программе поддержки исламского религиозного образования. В течение несколько лет кафедрой проводились экспедиции в регионах Поволжья и Северного Кавказа. Был отмечен факт наличия духовных поисков молодежи. Многие молодые люди исламского вероисповедания решают получить исламское богословское образование не для того, чтобы в дальнейшем стать служителями культа, а глубже узнать вероучения ислама. 

Около 1000 функционеров во всех уровнях власти Северо-Кавказского региона заняты в сфере государственно-конфессиональных отношений, что говорит о наличии социального заказа на теологов.

Кузьмина Елена Викторовна, к.и.н., со-руководитель Центра изучения государственно-конфессиональных отношений Омского государственного университета представила доклад «Представительско-посредническая роль университетской теологии в современном российском научно-образовательном пространстве». 

В докладе был отмечен факт успешного сотрудничества кафедры теологии и Омской епархии. В текущем учебном году на кафедру было выделено только 6 бюджетных мест, 10 мест оплатила епархия. 

В октябре 2012 г. был при кафедре был создан Центр методического изучения церковно-государственных отношений. 25 выпускников кафедры защитили кандидатские диссертации. На данный момент стоит вопрос о создании школы теологии и религиоведения. 


Ознакомиться с заинтересовавшими докладами и связаться с докладчиками можно через сайт Патриаршего совещания 

                                                                                                                                       bogoslov.ru

 
« Пред.   След. »
Музей-библиотека Н.Ф.Фёдорова при Центральной детской библиотеке №124 ЦБС «Черемушки» г. Москвы. Сайт существует с 1999 г. Контакты "Joomla! Lavra Edition" братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры