В Троице нет причин смерти и заключаются все условия бессмертия

Семинары и Чтения

Социальные сети

  
Все  0-9   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

Каталожная Музей-библиотека Отдельные работы

Поиск по тегам : Род, Троица, Сергий Радонежский


Панайотис Асимакопуло. Богословский разговор о национальном

Результаты недавних выборов в Греции  показали, что националистические воззрения,фашистские общественные выступления и фобии появились в нашем обществе и, по-видимому, останутся в нём надолго.

Выявилась полная неспособность большей части воцерковленных людей выйти за пределы принципа «иду в храм поставить свечку» — послужить в истинном духе Церкви для разрешения самых серьёзных повседневных проблем в качестве членов Церкви, общества и народа.

В обсуждениях, стычках в интернете и ежедневном общении со знакомыми можно встретить самый широкий спектр мнений на этот счёт — от восхищения до оскорбления. И всё это происходит между людьми, которые обычно встречаются в храме под одним куполом с изображением благословляющего Господа-Вседержителя.

Вот она, светлая заря новой реальности, предваряющая тёмное будущее для «иного», другого человека… Эти люди могут быть священниками или служителями храма на одном и том же приходе, катехизаторами и учителями Закона Божия в школе, женщинами-прихожанками, которые постоянно налагают на себя крестное знамение, или певчими.

Наверное, богословие должно было подготовить нас к грядущим событиям. Вероятно также, что насилие, националистическая ненависть, общественная закрытость и любой природы фобии осуждаются демократическим путём, а также при помощи логики и богословия.

Но вот что я с изумлением отмечаю, понимая опасность происходящего. Появилось много людей, руководствующихся краткими лозунгами «гнать всех иностранцев из Греции!» и «бить врагов народа!»

В то же время люди, имеющие противоположное мнение, призываются к единению цитатами «богословского производства», показывающими то, как замечательно справлялись с общественными проблемами в эпоху Отцов Церкви, рассказывающими о единстве мира в Евангелии Христа, а также о новой реальности, которая благовествует о Пришествии Бога Любви.

Пожалуй, здесь проходит граница, до которой доходим все мы, верующие и неверующие, говоря о благом отличии Церкви от грязи и серых будней нашей эпохи. Мы даже превозносим и всячески «рекламируем» это отличие.

Проблемы начинаются, когда богословие Церкви используется для выражения неприменимых на практике, «лирических» идей или, что хуже, для поддержки мировоззрения интернационализма или же полного уничтожения социальных координат в обществе.

Нельзя вводить других людей в заблуждение, позволяя неясностям — преднамеренно или нет — «витать в воздухе». Ряд волнующих, но «мешающих» вопросов должен осветить всю глубину и размах проблемы.

Фото: Мордасов Михаил, photosight.ru 

Фото: Мордасов Михаил, photosight.ru

Итак, мы осуждаем национализм и ненависть к людям других национальностей. Действительно, разделение материков на нации и государства, создание армий, существование и значение национального флага — всё это является атрибутами земной жизни и не перейдёт в Царствие Небесное.

Означает ли это автоматически, что человек, который почитает греческий флаг, и которого трогает его лицезрение, а также прослушивание национального гимна, преступает евангельские слова о том, что Христос пришёл в мир, чтобы все стали едины?

А тот, кто борется за защиту национальных границ, выглядит не столь истинным христианином по сравнению с человеком, который борется за совместное использование полезных ископаемых Эгейского моря греками и турками?

Неужели логика, внушающая мысль о том, что православная вера находится превыше границ, наций и государств, непременно настаивает на одновременном уничтожении национального самосознания, исторической памяти и государственной ипостаси народов?

Мы осуждаем фашизм и ненависть по отношению к переселенцам и иммигрантам. Мы говорим, что все люди являются носителями образа Божия и детьми Бога. Все мы смертны и грешны. Очень правильная богословская трактовка. А как в таком случае быть нашим ближним, которые на собственной шкуре испытывают в своих кварталах и районах последствия нелегальной иммиграции и, соответственно, тысячи проблем, с ней связанных?

И почему же тогда монастыри, с одной стороны, в соответствии с принципами богословия и странноприимства принимали другого человека как ближнего своего, а с другой — имели высокие башни и крепостные сооружения против корсаров и разбойников, которые «эмигрировали» и «переселялись»?

Если человек защищает свой дом и гневается на государство, которое с него «сдирает кожу», — разве это означает, что он жестокосердный нечестивый эгоист?

Наверное, по крайней мере, неэтично и лицемерно человеку, поставившему свой дом и машину на сигнализацию, чтобы обезопасить себя от воров, упрекать возмущённого соседа, у которого взломали магазин или обокрали дом, и рассказывать при этом о святых, которые отдавали всё своё имущество даже ворам.

И в заключение — может быть, неприменимо использовать по своему усмотрению богословие Церкви, чтобы выставлять окружающих грешниками и людьми второго сорта, а себе создавать имидж благочестивого и благодетельного человека.

Всё это я пишу потому, что с детства сыт по горло «прекраснословием» и пустословием на якобы богословские темы.

Если православное богословие не в состоянии дать современному человеку хотя бы несколько применимых на практике и адекватных советов, то место ему — в пыльных академических сундуках!

pravmir.ru

 
« Пред.   След. »
Музей-библиотека Н.Ф.Фёдорова при Центральной детской библиотеке №124 ЦБС «Черемушки» г. Москвы. Сайт существует с 1999 г. Контакты "Joomla! Lavra Edition" братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры