А.Г. Гачева. «Повернуть все христианство от Пятницы к Воскресенью…» (Розанов и Н.Ф. Федоров). Наследие В.В. Розанова и современность: Материалы Международной научной конференции. М.: РОССПЭН, 2009. С. 467–480.
Каков же вывод из всего сказанного? И Розанов, поэт бытия во всем его цветущем многообразии, и Федоров, жаждущий исцелить это бытие от закона «смерти и временности», выражают разные грани одной целостной правды...[скачать в word]
Гачева. А.Г. Л.Н. Толстой и Н.Ф. Федоров: Спор о смысле и назначении христианства. Литературоведческий журнал. 2011. № 29. С. 90–112.
Три последние десятилетия XIX века для русской культуры, и прежде всего для литературы и философской мысли, двигавшихся на протяжении всего этого века как бы рука об руку, взаимно поддерживавших и питавших друг друга, были особым временем. Именно тогда по-настоящему стали ясны и явны тенденции, вызревавшие в предыдущие периоды — начала и середины века. Понять эти тенденции сейчас, спустя более чем столетие, означает увидеть процессы золотого века русской культуры в историософском ракурсе (а подлинная историософия всегда метафизична), поднять их, как сказал бы Достоевский, «на высшую ногу»...[скачать в word]
Семенова С.Г. Мир Чехова: философский абрис. Москва. 2010. № 4. С. 161–17.
"Конечно, чеховские герои в своем исповедании шествия человечества вперед ко все большему совершенствованию выражают свою веру на языке секуляризованного времени, вовсе не в христианских терминах «обожения» человека и будущего Царствия Божия"... [скачать в word]
Толстой явил ужасающую мощь одного человека: и целый народ народил, и автор индивидуальной цивилизации — самообслуживание! Все могу сам! Только одного не могу: Смерть одолеть. И вот на этот, уже предельный рубеж доступного человеку усилия, дозрел выйти русский Дух — в Николае Федоровиче Федорове. «Последний же враг истребится — смерть!» — сказано в Евангелии. И Божьею силою. Но это — когда-то!.. [word]
Прошедший год был годом 180-летия со дня рождения
Николая Федорова (1829–1903), философа, идеи которого все более властно
вторгаются в сознание наших современников и наверняка еще встанут перед
необходимостью их осмысления глобализирующимся миром. Недаром, С. Булгаков
писал о «Философии общего дела» Федорова, что «не пришло еще время для
жизненного опознания этой мысли – пророку дано упреждать свое время».
В «Независимой газете» от 28 января 2010 года (приложение
«НГ-EXLIBRIS»)
опубликовано интервью Светланы Семеновой о Николае Федоровиче Федорове.
Предлагаем вниманию посетителей сайта расширенный текст интервью (word).
В статье «Как началось искусство, чем оно стало и чем должно оно быть?», Николай Федоров определяет первобытное искусство как теоантропоургическую деятельность, присваивая ему тем самым религиозный смысл. «Молитва и молитвенное (вертикальное) положение были первым актом искусства; это теоантропоургическое искусство, которое состоит в создании Богом человека чрез самого человека.